Регистрация Вход
Город
Город
Город
TAGREE digital-агентство

TAGREE digital-агентство

Крутые сайты и веб-сервисы. Комплексное продвижение и поддержка проектов. Позвоните: +7-499-350-0730 или напишите нам: hi@tagree.ru.
Подробнее

Особенности старообрядства у казаков.




Гребенский казак с крошечным казачонком.



Донской казак.




Яицкие (уральские) казаки старообрядцы.

В целом взаимоотношения светских и духовных властей со старообрядцами Терского левобережья имели свои особенности. Генеральная линия на искоренение раскола (в правление Анны Иоанновны, Николая I и др.) почти не ощущалась казаками-старожилами. Государственные деятели в центре и на местах "закрывали" глаза на казачье старообрядчество, либо вынужденно его поддерживали. Яркие примеры этого дают 30-е гг. ХIХ века. В это время в центре страны разрушались старообрядческие центры и старообрядчество фактически ставилось под запрет, линейным же казакам высочайшим указом 1836 года разрешалось совершать богослужение по своим обрядам.

Религиозная обстановка на Тереке обострялась прежде всего в связи с деятельностью православных священнослужителей. Однако, в возникавших конфликтах светская власть неизменно становилась на сторону казаков-старообрядцев. Казачье старообрядчество не содержало "хулы" на государство и церковь, а двоеперстие не мешало присягать российскому престолу и верно нести службу. Именно военная функция казачества считалась главной, и ради ее сохранения правительство шло на уступки, зачастую пересматривая собственные решения.
Тем не менее удельный вес старообрядцев в общей массе казачьего населения неуклонно сокращался. Это было вызвано военными действиями и переселенческой политикой царизма.

При заселении передовых рубежей (на правобережье Терека), где велики были потери от столкновений с горцами, первыми в списки заносились неправославные (например, большинство казаков станицы Умахан-Юртовской составляли старообрядцы). На этот процесс оказывали влияние и меры, предпринимаемые православной церковью по борьбе с расколом.

Распространение православия являлось составной частью государственной политики по отношению ко всем казачьим группам (38, с.80). 
Согласно Л.И.Футорянскому, в начале ХХ века раскольники в Терском войске составляли 15,6% всех казаков (39, с.123). В 1900 г. в станице Наурской на 6374 православных приходилось 229 "раскольников"-беспоповцев, которые все таинства совершали в собственной часовне (40, с.184). В Ищерской старообрядцы австрийского толка составляли менее трети всех жителей (41, с.53-54). Даже в гребенских станицах, например, в Новогладковской, старообрядцами оставалась лишь половина жителей станицы (все "австрийцы") (42, л.8 об.; 43, л.6 об.; 44, л.9). 
Но по-прежнему оплотом старообрядчества оставались гребенские и часть низовых станиц. По данным 1888 года в Кизлярском отделе из 20915 раскольников преобладали приемлющие "австрийское" духовенство (45, с.56). В 1915 году в Кизлярском отделе насчитывалось 25,2 тысячи старообрядцев и раскольников, что составляло 73,4% всех таковых, живущих на Кавказе (46, с.15). 

Позиции старообрядчества на Тереке в ХХ веке были столь сильны, что многие старообрядческие церкви существовали и в годы Советской власти. Как вспоминает бывшая заведующая фондами Чечено-Ингушского республиканского краеведческого музея И.З.Пономарева, когда в начале 60-х гг. была закрыта старообрядческая церковь в станице Калиновской, в музей удалось перевезти "полный грузовик икон ХVII-ХVIII вв., религиозных и светских книг ХVIII в., предметы культа" (47, с.79). В ходе т.н. первой чеченской войны практически все коллекции музея были уничтожены.

К началу ХХ века наиболее сильные позиции в казачьих станицах сохраняли "австрийцы" и беглопоповцы. В Червленной часть старообрядцев-беглопоповцев именовалась никуданцами. Толк нигде неизвестный. Возможно, они назывались так потому, что не входили в существующие согласия. Никуданцы посещали свой молитвенный дом, службу у них отправлял выборный уставщик. Два раза в год представители никуданцев отправлялись в Москву и привозили священника, "от ереси преходящего", за общественный счет в станицу, где он совершал необходимые требы. Когда священника не было, все требы, за исключением венчания, полного обряда погребения и крещения, исполняли местные уставщики, которых избирали из пожилых, нравственных людей, знакомых с религиозной литературой (48, № 26). А в Новогладковской 10-12 семей называли себя "неокружниками", молились в собственном молитвенном доме, но постепенно сливались со старообрядцами других толков (49, с.105). Таким образом в рассматриваемый период старообрядцы на Тереке придерживались разных толков и не преодолели разногласий.

Наши информаторы сообщали, что зачастую и в семьях не было религиозного единства (мать относилась к австрийскому толку, дочь - к никуданскому, один брат был православным, другой - "австрийцем", невеста "единоверка", жених - "австриец" и т.п.). Это сильно осложняло взаимоотношения в семьях, о чем писали и дореволюционные авторы. Однако, противостояние внутри старообрядческой среды не было абсолютным и роковым. Так, беглопоповцы переходили к австрийцам из-за близости обрядов, родства, свойства, недовольства преходящими священниками и пр. (48, № 26). 

Переход в православие облегчал развод, т.к. браки старообрядцев церковь считала недействительными. При выходе замуж, женщины чаще всего изменяли конфессию, поскольку в православных семьях быт был менее суровым. Были и случаи перехода в православие мужчин, которые брали себе новых жен. Подобные акции резко осуждались. Казаки говорили: "Отступнику спасения нет" (50, с.358). В каждом жилище на видном месте висели картины страшного суда, которые должны были остановить "перебежчиков" в иную конфессию.

Наиболее напряженные отношения (враждебные, как писали некоторые дореволюционные авторы - 41, с.47) сохранялись у старообрядцев с православными, как правило, более поздними переселенцами. Это нашло свое отражение в планировке станиц. Население по религиозному признаку группировалось в отдельных слободах, где каждая группа имела свое культовое здание. Так было в станице Новогладковской, где "старожители"-старообрядцы составляли в конце 70-х гг. ХIХ века 52% населения, "хохлы"-православные - 38% и казанские татары-мусульмане - 9% (23, с.242). Примечательно, что и казаки бывшего Семейного войска при переселении на Терек старались "держаться" единоверцев. Старообрядцы жили в станице Каргалинской, в то время как православные - в Бороздинской и Дубовской. И после смерти представители разных конфессий хоронились на разных кладбищах (для православных, старообрядцев, мусульман).
Иноверное окружение способствовало консервации культурно-бытовых особенностей старообрядцев Терека, новшества входили в обиход с большим трудом. Старожилы не выращивали картофель и некоторые другие сельскохозяйственные культуры, предпочитали традиционную одежду, убранство жилищ и пр. Лишь в конце ХIХ века старообрядцы стали принимать православных у себя, но предоставляли им особую посуду. Ходили и к ним в гости, после чего очищались молитвой у уставщиков. Наиболее приверженными старообрядчеству оставались женщины. 

Терские старообрядцы считали себя хранителями древнерусских обычаев и порядков, верными сынами древнехристианской церкви. Это, по мнению дореволюционных исследователей, придавало им нравственную силу и гордость (23, с.252). Убеждение в собственной исключительности, противопоставление "истинно верующих" (себя) "мирским" в еде, питье, молитве и пр. было характерно для старообрядцев всех толков. 

В целом и в начале ХХ века казаки-старообрядцы вели достаточно замкнутый образ жизни, пытались отгородиться от "мира Антихриста", "мирских", редко роднились с православными, не брили бород. По словам современника, в обычаях терских старообрядцев сохранялось "много особенностей, данных им расколом. Отвращение от трубки, поклонение иконам старой живописи, благоговение к книгам до никоновского издания и равнодушие к обрядам православной церкви" (см.: 2, с. 75-76). В то же время современников не переставало поражать соединение несоединимого: в одной комнате на стенах висели старинные медные складни и оружие, определенная замкнутость быта сочеталась с постоянным "якшанием" с иноверцами (51, с. 111).

Казалось бы, христианская идеология и военизированное сословие также несоединимы. Однако казачество нашло в христианстве такие стороны, которые не просто помогали ему в единении, но и в сохранении образа жизни. Как известно, русская религиозная традиция всегда чтила воинов-заступников, людей самоотверженных, готовых отдать жизнь за других. Религиозная традиция приписывает Христу такие слова: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Евангелие от Иоанна 15; 13). Этот идеал стал одним из основополагающих у казачьих социоров. Представления о загробном мире, вера в то, что отдавшие жизнь за веру, царя и Отечество окажутся в раю, придавали казакам особое бесстрашие. По словам современников, казак не боится смерти и в любой момент готов умереть, взяв конец бороды в рот, и таким образом причастившись (52, с.103). Войсковое начальство также отмечало, что казаки "на явную смерть идут без размышления" (53, л.21).

Весь жизненный уклад казаков был пронизан христианством. Сельское общество в целом и каждый казак в отдельности существовали в литургическом ритме, с чередованием будней-праздников, постов-мясоедов. 
Христианство освещало важнейшие вехи на жизненном пути казаков: рождение, свадьбу, смерть, которые сопровождались крещением, венчанием, отпеванием. Как в других регионах страны, эти таинства считались наиглавнейшими.
Внутреннее пространство жилищ обязательно включало красный угол, где помещались образа (т.н. Деисус - иконы Спасителя, Пресвятой Девы и Иоанна Крестителя), пелена, лестовки, лампадки, свечи, пасхальные яйца. По своей семантике эта часть дома, что характерно для общерусской традиции, приравнивалась к алтарю храма и как бы повторяла его. Христианские символы (кресты) помещались на многих предметах (двери, окна, лавки, печь и пр.). Молитвы сопровождали прием пищи, выход на работу, службу, посещение знакомых и родственников. Забота о спасении души способствовала развитию "скитничества". 

Для местного старообрядчества был характерен особый тип соединения христианства с традиционными языческими представлениями. Нагляднее всего это проявилось в календарной обрядности казаков (подробнее см.: 5, с.50-63).В частности, не имеющим прямых аналогов в русской этнографии, является бытовавший у гребенцов Троицкий обряд "пускания кораблей" по Тереку.

Троицкий "корабль" строили специально. В станице Курдюковской он представлял собой трехметровую лодку, окрашенную в красный цвет (каюк), в Червленной - маленькую модель корабля с мачтами и снастями. В Гребенской - это было четырехугольное сооружение, "как стол". На корабль помещали кукол в казачьих костюмах (казачка и казачку, иногда только казака); для них накрывали на корабле стол с питьем и едой - жареным воробьем (или куском курицы), яичницей; иногда ставили и вино в маленькой бутылочке. Корабль украшали лентами, лоскутами и с песнями несли по станице к воде - к озерам, но чаще к Тереку. Шествие сопровождалось песней "Как по морю было, по морюшку" о червон - корабличке, который непогода заносила во иную землю, где царит - королюет девушка Маринушка (Марина Кайдаровна).

После того как "корабль" спускали на воду, в него начинали стрелять, стараясь попасть в кукол или венок, чтобы потопить его. Дети выхватывали из воды остатки "корабля", ленты, лоскуты и делили между собой. В таком виде обряд сохранился только на Тереке, в общерусской Троице ничего подобного нет, хотя отдельные элементы имеют параллели в других обрядах.
Песни, сопровождавшие обряд "пускания кораблей", исполняли и на свадьбах. Например, в станице Старогладковской пели "Селезень, мой селезень" (селезень невеселый: утица подстрелена; молодец невеселый: девица просватана за другого).

Рассматривая обряд "пускания кораблей" в совокупности его элементов, можно сделать следующие выводы. Во-первых, в нем содержатся рудименты обряда жертвоприношений - воде или предкам, т. к. путь к последним лежал по воде. Об этом свидетельствуют "стол" на "корабле" (воробей - курица, яичница, вино как поминальная еда), куклы казака и казачки как замена живых людей. Во-вторых, этот обряд имел форму ритуального отправления на "тот свет" через потопление, о чем свидетельствуют древние формы похоронного славянского обряда в ладье, а также ленты и лоскуты на корабле как замена полотенца - символа пути в загробный мир. И в-третьих, обряд пускания кораблей имел несомненную связь со свадебным обрядом, на которую указывают характер сопровождающих его песен (мотив увоза девицы на корабле), их свадебные функции, а также древность обычая совершения браков у воды.

Таким образом, "пускание кораблей" в конце ХIX - начале ХХ в. представляло собой сочетание разнохарактерных, разновременных, разноконфессиональных по своему происхождению обрядов. То же самое можно сказать о Святках, Масленице, Пасхе и других широко отмечаемых праздниках.

Подробное рассмотрение истории старообрядчества на Тереке позволяет сделать следующие выводы.
Старообрядчество казаков Терека имело "дораскольнический" характер. Оно явилось не результатом раскола, а результатом сохранения верований раннего христианства. 


Старообрядчество объективно выступило формой религиозной оппозиции официальной церкви, хотя сами казаки, понимая невыгодность своего политического положения, всячески старались не доводить дело до открытого конфликта, внешне демонстрировали уступчивость, умело использовали силу государственной власти, которая шла на уступки и даже защищала их от нападок православного духовенства. Старообрядчество на Тереке, имевшее иные истоки (оно не возникло из противостояния и непримиримости), само по себе не содержало антикрепостнического, антигосударственного, антицерковного заряда. Оно, в отличие от организованных старообрядческих толков, сформировалось, так сказать, естественным путем. 

Тенденция к обособлению, изоляции от внешнего мира, характерная для разных толков старообрядчества, проявлялась и на Тереке. Дореволюционные авторы писали о том, что раскол замкнул гребенское общество, разобщил его с русским народом (12, с.166). Оно опиралось, прежде всего, на систему патриархальных семейно-бытовых норм. 

Как и в других регионах, старообрядцы Терека были более грамотны, чем окружающее их православное население. Обучение детей по старопечатным книгам преследовало главным образом религиозные цели и осуществлялось в семьях, у грамотных станичников (таких негласных домашних учителей в 70-е гг. ХIХ в. в Новогладковской насчитывалось 4 - см.: 23, с.268), в скитах, а в начале ХХ века в старообрядческих церковно-приходских школах. Наибольшей популярностью пользовалась апокрифическая литература, сочинения одного из великих Отцов Церкви Иоанна Златоуста, а также Часовник, Апостол, Псалтирь и др. По сей день терские старообрядцы сохраняют религиозные книги ХVIII века, доставшиеся им от отцов и дедов.

Старообрядчество казаков Терека запечатлело ярко выраженные пласты восточнославянского язычества, которое оказалось тесно переплетено, включено в христианскую обрядность. 
Местная религиозная система имела ряд особенностей, и ее можно рассматривать как один из вариантов народного христианства. 
В отличие от других регионов, старообрядчество на Тереке не дало толчок развитию новых экономических отношений. Консерватизм, запрещение на всякую "новину" (одежду, продукты питания и пр.), в том числе и в производственной деятельности, составляли характерную черту местной конфессиональной системы.

Старообрядчество на Тереке оказало огромное влияние на самосознание старожильческого казачества. Хорошо известно, что в сознании людей ХVII-ХIХ вв. понятие "русский" было равнозначно понятию "православный" (4, с.96, 113-114). На Тереке же такими равнозначными понятиями выступали "старовер" (истинно православный) и "гребенец". Отрицание официального православия приводило и к отрицанию принадлежности к русским. В этом (в том числе) и заключался один из парадоксов, наблюдаемых современниками. Люди, говорящие по-русски и считающие себя истинными христианами, тем не менее, к русским себя не причисляли.

Старообрядчество способствовало сохранению гребенской субэтнической группы, о чем в своих "доношениях" сообщали и сами казаки. Остальные казачьи группы, позднее появившиеся на Тереке и в значительной степени "оправославленные", тем самым были лишены одного из важнейших этноразделительных признаков и не выступали столь единым монолитом, как казаки-гребенцы. Они легче адаптировались к православным переселенцам, через православие их самосознание постепенно переводилось в "русское русло", теряло свою этноконфронтационность.
Старообрядчество на Тереке испытало определенное влияние со стороны различных толков "классического раскольничества", старавшегося придать ему дух оппозиционности государственной власти и церкви, эсхатологичность. В отдельные периоды это удавалось. Однако большей частью религиозная обстановка на Тереке обострялась не в связи с действиями старообрядцев, а в связи с определенной линией, которую проводили светская или (чаще всего) духовная власти. При этом, как уже отмечалось, светская власть шла на попятную, учитывая сложную обстановку на Северном Кавказе. 

Казачье старообрядчество невозможно отнести к основным течениям (поповцы, беспоповцы) или толкам (поморцы, нетовцы, федосеевцы и пр.). На Тереке при отсутствии духовенства сложились особые формы религиозной деятельности, осуществлявшиеся под руководством наиболее уважаемых и нравственных казаков, передающих свои познания сыновьям. То есть здесь фактически долгое время господствовало беспоповство. Появление на Тереке миссионеров из старообрядческих центров привело к их признанию в качестве учителей, наставников. Таким образом местное старообрядчество стало развиваться по пути беглопоповства. Однако поимка и выдворение беглых расколоучителей вызывали возрождение прежней традиции. Руководство религиозной жизнью казачьих социоров вновь переходило к местным уставщикам из числа казаков. Возникновение старообрядческой белокриницкой (австрийской) иерархии привело к принятию этого толка частью казаков и переход их на позиции поповства. Деятельность русской православной церкви (в том числе и по распространению единоверчества), расколоучителей разных толков, сектантов привели к усложнению религиозной жизни на Тереке. Однако основная масса казаков-гребенцов сохранила приверженность местному варианту старообрядчества. Для представителей разных толков и течений обрядово-религиозная сторона жизни оставалась практически одной и той же, только в одних случаях ею руководили выборные уставщики-казаки, в других - православные попы (при единоверии), в третьих - священники, направленные на Терек белокриницкими иерархами и т.п.

Особенностями религиозного сознания казаков в ХIХ веке можно считать представления о своем назначении - быть защитниками веры, Отечества. Их религиозность тесно переплеталась с воинским долгом, выступала фактором консолидации (казаки - братья не только по оружию, но и по вере). 

Проанализированные выше особенности позволяют, на наш взгляд, говорить о казачьем старообрядчестве, понимая под ним естественно сложившуюся на основе христианских и языческих представлений религиозно-обрядовую систему, получившую распространение в местах проживания "старых" групп казачества (прежде всего на Тереке и Дону).



ПРИМЕЧАНИЯ:

1.                      Великая Н.Н. Особенности старообрядчества у гребенских казаков. // Православие, традиционная культура, просвещение (К 2000-летию христианства). - Краснодар, 2000.
2. Гриценко Н.П. Из истории старообрядчества на Тереке в ХVIII - ХIХ вв. // Вопросы истории Чечено-Ингушетии. Т.ХI. - Грозный, 1977.
3. Сопов А.В. Религиозность казачества: мифы, факты, проблемы. // Проблемы изучения и развития казачьей культуры. - Майкоп, 2000.
4. Бернштам Т.А. Молодость в символизме переходных обрядов восточных славян: Учение и опыт Церкви в народном христианстве. - СПб.: Петербургское востоковедение, 2000.
5. Белецкая Е.М., Великая Н.Н., Виноградов В.Б. Календарная обрядность терских казаков. // ЭО, 1996. № 2.
6. Ржевуский А. Терцы. - Владикавказ, 1888.
7. Гедеон Митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. - Москва-Пятигорск, 1992.
8. Карташев А.В. Очерки по истории русской православной церкви. Т. II. - Париж, 1959 (репринт. изд. - М., 1991).
9. Кабардино-русские отношения в ХVI-ХVIII вв. Т.1. - М.: АН СССР, 1957.
10. Никольский Н.М. История русской церкви. - Минск: Беларусь, 1990.
11. Казачий словарь-справочник. Т. II. - Сан Ансельмо. Калифорния. США, 1968.
12. Попко И.Д. Терские казаки с стародавних времен. Вып.1. Гребенское войско. - СПб., 1880.
13. Юдин П. Л. Из-за старой веры. // ЗТОЛКС. - Владикавказ, 1915. № 13.
14. Косвен М.О. Этнография и история Кавказа. - М., 1961.
15. Юдин П. Гребенские заточники в гор. Красном Яру. // ТВ, 1911. № 208.
16. Из документов Астраханской Духовной консистории. // КЕВ. - Ставрополь, 1875. № 10.
17. Михайловский Г. Исторические сведения о расколе среди терских (гребенских) казаков во второй половине ХVIII столетия. // КЕВ. - Ставрополь, 1877. № 3.
18. Юдин П.Л. Состав казачьих войск на Кавказе в 1767 году. // ЗТОЛКС. - Владикавказ, 1914. № 4.
19. Прот. Попов И. Мои занятия в архивах. // СОЛКС. - Владикавказ, 1912. № 1.
20. Великая Н.Н. Взаимоотношения светских и духовных властей со старообрядцами Терского левобережья в ХVIII-ХIХ веках. // Вопросы северокавказской истории. Вып.6. Ч.1. - Армавир, 2001.
21. Решетов. Старообрядческий скит в станице Калиновской. // СМОМПК. Вып. 16. - Тифлис, 1893.
22. Малявкин Г. Станица Червленная. // ЭО, 1891. № 1.
23. Статистические монографии по исследованию Терского казачьего войска. - Владикавказ, 1881.
24. Равинский И.В. Хозяйственное описание Астраханской и Кавказской губерний. - СПб., 1809.
25. Козлов С.А. "Дневные записки во время путешествия по России 1782 года" о русском казачестве на Северном Кавказе. // Рефераты докладов и сообщений VI Всероссийского научно-практического совещания по изучению и изданию писцовых книг и других историко-географических источников. - СПб., 1993.
26. ГАСК. Ф. 79. Оп.1. Д. 587.
27. ГАСК. Ф. 79. Оп.1. Д.1508.
28. Раздольский С.А. Русская православная церковь в Кавказской войне. // Кавказская война: уроки истории и современность. Материалы научной конференции. - Краснодар, 1995.
29. Ткачев Г.А. Станица Червленная. Исторический очерк. // СОЛКС. - Владикавказ, 1912. № 7-12.
30. Генко А.Н. Арабская карта Чечни эпохи Шамиля. // Записки Института Востоковедения АН СССР. Т.II. - Л., 1933.
31. Дударев С.Л. Эпизод у Прочноокопа: еще раз о беглых и пленных русских солдатах и казаках у горцев в ХIХ в. // Прочноокопский историко-культурный многоугольник. Материалы конференции. - Армавир, 1994.
32. ГАЧР. Ф. 115. Оп.1. Д. 4.
33. ГАЧР. Ф. 62. Оп.1. Д. 2.
34. Великая Н.Н. Религиозное движение в терских станицах в 60-х гг. Х1Х века (по материалам госархива Чеченской республики). // Дикаревские чтения (4). Итоги фольклорно-этнографических исследований этнических культур Кубани за 1997 год. Материалы научно-практической конференции. - Белореченск, 1998.
35. Русское православие. Вехи истории. - М., 1989.
36. Хорошхин М. Казачьи войска. Опыт военно-статистического описания. - СПб., 1881.
37. Караулов М.А. Говор гребенских казаков. // СМОМПК. Вып. 37. - Тифлис, 1907.
38. Виноградов В.Б. Некоторые аспекты распространения православия на Северном Кавказе в ХУШ веке. // Кубанское казачество: три века исторического пути. Материалы международной научно-практической конференции. - Краснодар, 1996.
39. Футорянский Л.И. Численность, национальный и религиозный состав казачества России в 1897-1917 гг. // Проблемы истории казачества. - Волгоград, 1995.
40. Востриков П.А. Станица Наурская. // СМОМПК. Вып.33. - Тифлис, 1904.
41. Бутова, Лысенко. Станица Ищерская. // СМОМПК. Вып. 16. - Тифлис, 1893.
42. ГАЧР. Ф.60. Оп.1. Д.1.
43. ГАЧР. Ф.60. Оп.1. Д.3.
44. ГАЧР. Ф.60. Оп.1. Д.39.
45. Максимов Е. Терское казачье войско. // ТС. Вып.1. - Владикавказ, 1890.
46. Кульчик Ю.Г., Конькова З.Б. Нижне-терское и гребенское казачество на территории Дагестана. - М., 1995.
47. Пономарева И.З. О сборе этнографических материалов среди терского и сунженского казачества Чечено-Ингушским республиканским краеведческим музеем в 50-70 гг. // Из истории и культуры линейного казачества Северного Кавказа. Материалы Второй международной Кубанско-Терской научно-просветительской конференции. - Армавир, 2000.
48. Малявкин Г. Казачьи верования и суеверия. // ТВ, 1891.
49. Гребенец Ф.С. Новогладковская станица в ее прошлом и настоящем. // СМОМПК. Вып.44. - Тифлис, 1915.
50. Заседателева Л.Б. Терские казаки (середина ХVI - начало ХХ в.). Историко-этнографические очерки. - М.: МГУ, 1974.
51. Караулов М.А. Терское казачество в прошлом и настоящем. - Владикавказ, 1912.
52. Ткачев Г.А. Гребенские, терские и кизлярские казаки. - Владикавказ, 1911.
53. РВИА. Ф.644. Оп.1. Д.117.



Источник: http://semirekcossack.ucoz.ru/index/osobennosti_staroobrjadchestva_u_k…

Поделитесь с друзьями:

Смотрите также:

казаки старообрядцы

 

Комментарии:

Сабжер

Вик, но здесь все противоречит сказанному тобой ранее )
-
вот что я спросил: Где же логика у автора материала ) Значит сам говорит, что христиане уже там были (и не мало), а потом говорит о насильственном крещении Новогорода.
-
Вот что было мне тобой отвечено:
===============================================
логика появится, если мы вспомним о существовании христиан-староверов и несториан
--------------------
-
Далее. Ты указал на существование на "Причём Христианство проникло в Новгород задолго до его официального крещения в 991 году. В городе находился храм Преображения Господня. Дата его постройки неизвестна, но в момент крещения Новгорода храм уже был. Сколько веков или лет он простоял до 991 года?..."
-
На что тебе ответили: "Зато известна дата его закладки - 991 год. Согласно никоновской летописи. Из какого пальца было высосано, что он там стоял до 991 года одним родноверам ведомо."
-
Как бы это меня интересовало, а ты обнадежил, что в материале о староверах казаках ответишь ... Пока же в сухом остатке - на момент публикования первого материала ты не знал когда произошел раскол в РПЦ, или сознательно говорил неправду. Не знаю, что хуже, первое или второе. Твоя наивная параллель на некую староверность неких новгородских казаков позаимстовована или из новохроноложных писаний или просто с их неоязыческой адаптации - т.е. распространенная ныне практика притягивания за уши исторического материала с расчетом на полную невежественность горячих юных голов читателей подросткового возраста.

Ответить

Wic

Вот ваши слова Сабжер 1 января 2011 г. 23:20 #
Ага, т.е. во времена Киевской Руси у нас уже были некие староверы, что не приняли реформы патриарха Никона? ))) Ох, и ах ...
А что там с несторинами? Они в Новогороде окопались? Наверно пришли они или из Сирии или Армении )) Видимо их и крестили огнем и мечом?
=========================================================
1.в данном посте Подробное рассмотрение истории старообрядчества на Тереке позволяет сделать следующие выводы.
Старообрядчество казаков имело "дораскольнический" характер. Оно явилось не результатом раскола, а результатом сохранения верований раннего христианства.
2.http://www.by-airforce.com/forum/showthread.php?t=5521&page=8
Хотя была и другая (первая) эпоха проникновения хр-ва в Сибирь. У нас ни в одной учебной программе не найти информации о Сибирском Ивановом Царстве . Тем не менее, во многих университетах мира это преподают, в частности в Гарвардском. Задолго до последнего 400летнего и фатального для Сибирской культуры вторжения России, прямо тут, на территориях где мы живём, существовало целое царство христиан-несториан .
Видимо Это занесли сюда ранние миссионеры и как водится религия послужила власти в очередной раз. Царство в основе было объединено именно христианской идеей, было широко известно по всей Азии, а о самом царе Иване и до сих пор в преданиях коренных Сибиряков ходят легенды.
Простирались земли находившиеся под влиянием этого царя без малого по всей Западной Сибири, от предгорий Алтая т.е. земель Самарии близ Китай-озера (Телетское оз.) и до Обдоры и севера Лукомория. Включая даже часть Сиянского Белогория (предгорья совр. Саян и долина Енисея). Именно яркие были и сказания об этой эпохе царствования Ивана послужили основой для известного произведения А.С.Пушкина, где описывается то самое Лукоморье...
Иван достаточно лояльно относился к исконной традиции и верованиям людей, что есть редкий пример когда правитель х-нин, не насаждал х-во в пределах гос-ва силой. В эту эпоху языческие храмы, капища и памятники архитектуры на всей территории находившейся под влиянием царства несториан испытали лишь небольшие разрушения. Но просуществовало царство Ивана недолго. Это отступничество от языческой традиции и тотальный разврат населения (в отдельных крупных торговых городах сибири насчитывалось до 25 000 проституток!), отказ платить десятину на содержание боевых артелей и направлять туда на военную службу молодых юношей, сделало невозможным их военное сотрудничество с остальной Ардой, надоело соседям.
Извёл всё это Чингисхан, образ и происхождение которого сильно искажены историками, поскольку к монголоидной расе он никаким образом не принадлежал (и это подтверждённый факт), а имя Чингиз-хан является по сути всего лишь Ордынским титулом и подобное наречение шло ещё со времён воевод Великой Арды правопреемником которой он себя в полной мере ощущал.

Ответить

Сабжер

Де жавю )
Я ответил вполне вроде четко - до раскола всея Русь была до раскольничьего вида и вера была "до раскольническая" )) Зачем городить огород? ;) или это попытка выкрутиться?
-
Маргинальные религиозные течения внутри старообрядчества я вам тоже не стесняясь привел для примера ) До раскольничьего вида остались вменяемые общины староверов с сохранившейся иерархией. Поэтому старообрядцы среди казаков не отличались от старообрядцев из прочих сословий и маленьких этносов. Здесь нет ни чего уникального и прочие старообрядцы не стали скакать на кочерге и бить в бубны ))
-
Но ... Но самое интересное - свой отжиг про несторинаство вы как-то все обходите стороной, а я настойчиво на негообращаю внимание)) итак все же представленно - выдумка неоязыческого толка, вне всяких исторических зацепок...
Я понимаю - прокол грубый и явный, но почему вам не тогда стыдно, почему это не повод для вас прекратить пропаганду полуправды и неправды про казачество и вообще про историю Руси? Зачем весь этот винегрет домыслов, невежественных утверждений про очевидные вещи и пр.? Зачем? Это же видно и это лишний раз ослабляет вашу позицию завуалированного в фольхистори и псевдопатриотические мифы нигилистического русофобства ...
-
Пункт два. Непосредственно о мифах ) Дело в том, что несторианство физически не могло проникнуть на Русь, как не могло быть славян на территории Сибири, о чем говорит археология, топономика, свидетельства историков сопредельных народов. Вообще сочинения неоязычников очень забавно исследовать.
-
1. Можно поиздеваться - попросить программу Гарварда где изучают подобные опусы ... ) Благо это возможно найти в англонете ... ;)
2. Можно подковырнуть о том, что такое несторианства и являлись ли и являются ли несторианами старообрядцы ... Кем были русские до раскола - несторианами ли?)) Какая замечательная каша в головах сторонников идеи использовать слова неизвестного им значения, как те же несториане тогда образуется.
3. Можно подкузьмить вопросом о том, почему якобы пришедшие русы-несториане назвали свое царство Ивановым? Ведь Иван это уже русское прочтение еврейского Иоанн, а у несториан первого тысячелетия имени Иван просто не могло поэтому и быть ;) Понимаю Иоанново царство эээ... Сибирское ... Хм... Сибирское ;)
4. стоит поуточнять у родновера этимологию слова Сибирь ... Поинтересоваться, если это татарское (сен-бирь-"первый, главный") то как так в русском царстве название взятое от каких-то левых татар )?) Если это слово монгольское (шивэр — «заболоченная чаща» или сэбэр - "прекрасный") то опять вопрос, при чем тут какие-то русские, которые вообще возникли к 12 веку )). Если верить таки истории, то слово Сибирь это не просто тюркоязычное описательное, но и имя собственное народности жившей по среднему Иртышу ... Русские летописи XV века Сибирской землей именуют лишь район по нижнему Тоболу и среднему Иртышу. Наименование Сибирь получило более широкое географическое распространение гораздо позже ... и именно после Ермака оно распространилось от Урала до Тихого океана! Есть мнение, что Сибирь это от русского Север, но вот в чем казус, для Руси того времени это был не Север, а Восток ;)
-
Интересно, что Ермак громил Сибирское ханство )) И т.д.
Есть где позабавиться с родновером ;)
-
5. Хочется попросить родновера привести документальные источники этого мифа. Чья родовая память сохранила сию тайну?)
-
6. Можно порассуждать о ЛУКОМОРЬЕ – действительно древнерусское слово, — изгиб морского берега. Слово происходит от ст.-слав. лѫкъ (ср. польск. łęk «дуга, арка, лука», лит. lañkas «дуга, обруч», lankùs «гибкий», латышск. lùoks «изгиб, дуга»)..
-
Лукоморьем в древности называли довольно обширную часть современной Тюмени, простиравшуюся к востоку от низовья Оби, почти что до самого Енисея. Это была часть Югры, которая названием своим, скорее всего, обязана морской луке, образованной характерным изгибом Обской губы. Были и горы Лукоморские – ныне Сибирские увалы. Ни какого Алтая и пр. ...
Очень интересно, что в древних летописях половцы именовались лукоморцами. Предположительно Лукоморье располагалось возле излучин Азовско­го и Чёрного морей и низовья Днепра. В этом значении лукоморье упоминается и в «Слове о полку Игореве» Как все заверчено, но опять в любом из вариантов мимо басни о казацкой староверческой, несторианской и пр. империи в Сибири )) Замечательно звучит все же - надо добавить ещё ариан, монофилитов, марионитов, и прочих благородных казачьих дораскольных верований )) Ведь звучит прикольно и вполне подойдет для придания статустности ... А книжки ученые пускай ботаны читают либерастические ))
-
7. Кольнуло в сердце от незавидной судьбы империи, а уж 25 тысяч проституток, коих не ведали и славяне, так это вообще фрейдизм какой-то у современных авторов данного опуса ;)
-
Уффф, какая все таки живописаня вещь - параллельный мир. Драконы там всякие, королевичи, лукоморные казаки-староверы-несторианцы, проститутки наконец, кудаж без них староверам, что оберегали древние языческие капища язычников )
Крепкий градус у сего бреда ...

Ответить

Wic

Из всего вашего эмоционального словоизлияние меня особо позабавили:
1. ваш «вполне вроде четкий ответ что, «до раскола всея Русь была до раскольничьего вида и вера была "до раскольническая"»».
2. в пункте два – то о чем Вам говорит «археология, топономика, свидетельства историков сопредельных народов». Мне они говорят, что европеоиды (предки славян ) – были коренными обитателями Сибири. По этому вопросу у меня имеется несколько постов на городе.
3. несториане – это и есть одни из представителей раннего христианства, следы их наличие следов их присутствия в Азии для науки вещь очевидная.
От Вашего ответа на родноверчиские инсинуации я в полном восторге.
Спасибо за комменты!

Ответить

Сабжер

1. Как бы вы не кривлялись, но до раскола вся Русь была одной веры и одного обряда. После раскола одной веры, но разных обрядов. Вот уж как забавно, не знать ни чегошеньки из истории своей страны, заменяя знание бесстыдством. Есть древняя китайская пословица - загони змею в бамбуковую палку, она и там будет извиваться ;)
-
2. Да вам даже то, что Земля круглая видимо говорит, что славяне строили пирамиды и что? Нам вслед за новохроноложцами и неоязычниками сойти с ума и наплевать на реальную историю, культуру и религию русских? Да вообще на реальную историю всех и вся? Нет, это неприемлемо, уж извините.
-
3. Вспоминаем пословицу про змею ;)
Но даже извиваясь знаний у вас не хватает сочинить хоть какое ни будь наукообразное оправдание своему невежеству. Несториане не являются представителями действительно раннего христианства, гораздо ранее их к примеру ариане, а ещё древнее тринитарии ;), такие же, как православные или католики ;) Ересь то сравнительно поздняя для позднеантичного периода, а на Руси её ни когда и не было и тем более у казаков и уж тем более у староверов, что были действительно зачастую фанатичными тринитариями ... которые-то от способа сложения перстов при крестном знамении уже в раскол подались, а вы нам тут заливаете про каких-то несториан, которые были казаками-староверами охранявшими языческие капища и имевшими 25 тыщь проституток ))) Несториане были в Сирии, Персии, Индии и Аравии и Китае ), откуда эта ересь попала к тюркам и монголам. И это видимо служит единственным поводом для новохроноложцев объединять мифических героев-казаков древности и монгол в одном лице и утверждать, что не было ни каких монголов и прочих прелестей, а были великие казаки, что видимо и разгромили мусульман в Азии и разрушили Багдад ))
-
Извините, но вы совершенно оторваны от реальности и совершенно невежественны по причине увлеченности псевдонаучными сочинениями новохронологов приправленных враньем неоязыческих гуру современности. Ну и по итогу выходит, что вы русофоб. Это вообще самый печальный факт всех этих фантазий о некой древней Руси в традициях майнкампфа, этой ролевой нацисткой игры. Это какой-то современный вид паразитизма на истории.

Ответить

Wic

Вот интересная ссылка о несторианах и казаке Ермаке.
http://www.arcto.ru/FORUMS/messages/1107/1746.html?1089880182
Помню, еще в школе, проходя по программе истории покорение Ермаком Сибири, задавал себе вопрос: что это за имя такое – Ермак? Может, это прозвище, тогда почему к прозвищу присовокупили отчество Тимофеевич, а если есть отчество, то где фамилия? Странно, что у человека, которому поручили столь ответственное дело, даже нет биографии. Удивляло и поведение коренных жителей Сибири, так охотно принимавших Ермаково владычество, меняя чужака Кучума на другого правителя, но тоже чужого.
Вопросы эти с той поры так бы и остались без ответа, если бы не статья М. Валиева в журнале «Наука и религия» с неожиданной версией биографии казацкого атамана Ермака Тимофеевича. Оказывается, Ермак вовсе и не казак, а сибирский князь гуннского племени кераитов. Да и не просто князь, а князь-епископ Ер-Мар Темучин. И воевать Сибирь пошел он, чтобы вернуть родовые владения, отнятые ханом Кучумом. Впрочем, все по порядку.
В XI веке правитель племени кераитов принял христианство несторианского толка. (Историческая справка: несторианство – течение в христианстве, основанное в Византии в V веке константинопольским архиепископом Несторием, утверждавшим, что Иисус Христос, будучи рожден человеком, не был Богом по рождению, а лишь впоследствии принял Божественную природу. Пресвятую Деву Марию Несторий призывал называть Христородицей, а не Богородицей. Несторианство как ересь было осуждено на Эфесском соборе в 431 году.)
В 1198 году несториане-кераиты помогли правителям маньчжурско-китайского государства Цзинь добиться успеха в военных действиях, за что их правитель Тоговил получил потомственный титул «ван» (хан, князь) и стал именоваться Ван-ханом. Оставаясь при этом главой несторианской общины, Ван-хан прослыл среди соседних народностей «пресвитером Иоанном». Известно, что одна из жен Чингис-хана была дочерью пресвитера Иоанна. Этим объясняется, что, хотя в покоренных землях и хозяйничали чингисиды, несториане-кераиты пользовались относительной самостоятельностью, имея во владении земли и леса на берегах Тобола, Туры, Ишима и Иртыша – страну Сибирь.
В XIV веке, после разгрома Тамерланом несторианских общин Средней Азии, часть из них спаслась бегством в Сибирь – во владения единоверцев, потомков пресвитера Иоанна. Христиан в Сибири стало столько, что к титулам кераитских князей-первосвященников стали добавлять титул «мар» (святой, епископ), а после успешной победы над разорителем сибирской земли чингисидом Абаком еще и титул «ер» (богатырь, герой). И стали называться правители Сибири Ер-Марами – «героями-епископами».
После победы над Абаком князь Ер-Мар Мухаммед основал новую столицу Сибири – Аскер, среди соседних народностей больше известную как Кашлык (в некоторых летописях называется городом Сибирью). Но в 1563 году племянник побежденного Абака хан Кошим, прозванный в народе Кучумом (пришельцем, чужаком), захватил Кашлык и жестоко расправился со всеми кровниками. Лишь одному из потомков пресвитера Иоанна Ер-Мару Темучину удалось спастись. Коренные жители Сибири, несториане, оказали сильное сопротивление мусульманским муллам, пришедшим из Бухары с ханом Кучумом, и не желали отказываться от веры отцов. Весь крещеный народ Сибири ждал возвращения своего законного правителя-единоверца Ер-Мара Темучина, скрывшегося в приграничных с Сибирью землях и получившего там прозвище Ермак – Тимофеев сын...
Исправно служил новоиспеченный казак на государевой службе: был канцеляристом при воеводе пермском, ходил проводником в торговых походах по Сибири, атаманил при походе на Польшу. Везде, где бы ни был предприимчивый Ермак, первым делом искал дружбы у влиятельных людей. Эта дружба с сильными мира сего не раз спасала бывшего князя, никак не желавшего примириться с судьбой простого казака: то повздорит с кем-нибудь из знати, то по степным обычаям невесту родовитую украдет.
И вот никому ранее не известный Ермак – Тимофеев сын получает неограниченные полномочия и огромные средства, позволившие ему собрать довольно внушительное войско, способное в течение нескольких лет вести победоносный поход по бескрайним сибирским просторам. Сибирские племена оказывали Ермаку воистину ханские почести, не раз предупреждали его войско о кучумовских засадах. Неискушенные в сравнительном богословии аборигены-несториане охотно меняли свою веру на православную, не видя особой обрядовой разницы. Благо знакомы им были и исповедь, и причастие, и литургия со всенощной. Даже передвижные церкви-юрты имелись.
Обремененная солидными трофеями дружина Ермака даже и не собиралась домой, как было это принято у казаков, не принимала мира от хана Кучума, не раз предлагавшего замириться на выгодных для казаков условиях, а год за годом упорно продвигалась к центру Сибирского ханства – стольному граду Аскеру. Сибирский хан Ер-Мар возвращал себе наследное царство.
Родовитостью Ермака объясняются и те почести, которых он удостоился от Ивана Грозного, после того как бил челом царю новыми богатыми землями. Атаману был присвоен титул «князь Сибирский», в подчинение было передано пять сотен царских стрельцов во главе с воеводой-князем и сотником стрелецким при нем. Сибирское же происхождение Ермака подтверждает тот факт, что и поныне вогулы, остяки, тюрки и прочие сибирские народности чтут Ермака – того, кто когда-то покорял их предков.
Может быть, кому-то и не понравится историческая версия о том, что лихой казацкий атаман на самом деле был инородцем, да еще не совсем чистой православной веры, можно сказать, еретиком. Но это только версия. Вполне возможно, что был все-таки казак с православным именем Ерма, переиначенным в Ермак, и происхождение его было знатное, по каким-либо причинам скрываемое. Но так ли это важно? Настоящий патриот – это тот, кто приносит Отечеству реальную пользу, независимо от того, как произносится его фамилия и какой у него разрез глаз.

Ответить

Сабжер

Сразу помножаем на ноль достоверность материала и компетентность автора. Несторий не был архиепископом, он был патриархом ... ) Собственно говоря уже всё ;) Но не мьогу удержаться ...
-
Гунны были в основном смесью "китайцев" и тюрок - к 5-6 веку нашей эры были полностью ассимилированы. На территории будущей Российской империи появился такой народ - чуваши, что как раз и возникли как смесь аборигенов и некой ветви гуннов. Честно говоря не знал, что Ермак был не просто не казаком, а чувашем, но и более того чистокровным гунном ))
-
Далее, он был вожаком кераитов )
Кераиты — союз племён, обитавших на совр. территориях Забайкалья, Восточного Казахстана, и Монголии в X—XII веках. Имели свою письменность, государство и законы. Граничили на севере с енисейскийми киргизами, на востоке — с монголами, на западе — с найманами, меркитами, на юге — с татарами. Имели 2 столицы, одна из которых Өргө (Урга), позднее стала столицей Империи Чингис-хана — Харахорином (Каракорумом).
-
По всей видимости кереитский союз выделился из группы кочевых племен известной в киданьских летописях под наименованием "цзубу", которая по мнению С.К. Хойта являлась одной из вевтвей шивэй, наряду с самими киданями и одноименной дальневосточной ветвью шивэй.
-
На XIII в., по сведениям, передаваемым Рашид ад-Дином, кереиты представляют собою «род монголов; их обиталище есть [по рекам] Онону и Кэрулэну, земля монголов». «Сокровенное сказание» указывает, что ставка кереитского хана (Тогорила) находилась в Тёмном Бору на реке Толе.
-
По версии Авляева,кераиты выделились во второй половине IX века из среды отуз-татар или шивэй. Г.О. Авляев делает приблизительную реконструкцию состава кереитского союза семи племён: монгольские элементы — собственно кереиты (занимали лидирующее положение), хиркун, альмад или албат, дунгхоит; тюрко-уйгурские — джиркин, сакаит; самодийские — тумат, однако не объясняет на чем именно основан именно такой лингвистический состав кереитского союза. Так что Ермак у нас смесь монгола и казаха с добавлением китайца ))) И пришел он не с Руси, а из Забайкалья или минимум с территорий будущего южного Казахстана. Был узкоглаз, плосколиц и пр. ))) Экий задорный славянин и удалой казак! А всю его официальную историю конечно же придумали злодеи-фальсификаторы, ведь ни где же нет генеалогии мужика Ермака по 10 колено ))) Сокрыли ироды, сокрыли! )) Это мы возвращаемся к фоменковским фантазмам о казаках-татара-монголах )) Ну который пост подряд, ну все вертится вокруг этой выдумки ... С чего бы это ;)
Итак, у нас Ермак теперь гунн, чувашь, китаец, монгол и казах! А так же потомок древних правителей Сибири, хотя кереиты, чуваши, монголы или китайцы ни когда этой Сибирью от Урала до Тихого океана собственно говоря и не владели. ;) И даже меньшим в разы тоже не владели.
-
Теперь о несторианстве. Я уже отписывал о том, что северное крыло татаро-монгольского альянса были несторианами. Это общеизвестно. И были они таковыми до разгрома основных сил египтян, так сказать, арабского происхождения или арабской ассимиляции коптов. После того разгрома верх в орде берут мусульмане - южное крыло. Интересно, как некие кераиты сохранили свое несторианство будучи быстро исламизированными? В каком это веке было ...? Ах, всего на всего за пару-тройку веков до рождения монгола-чуваша-казаха, и в конце концов незабвенного кераита-забайкальского Ермака! ))
-
Итак.
Как сообщает арабский историк Абу-ль-Фарадж бин Харун, кереитский хан обратился в 1007 году к несторианскому митрополиту в городе Мерв с просьбой принять его в христианскую веру вместе с народом.
-
В XII веке Кереитское ханство играло большую роль в степи, вело войны с утвердившейся в Северном Китае чжурчженьской династией Цзинь. Кереитского хана Маргуза, носившего титул Буюрук-хана, взяли в плен татары и отослали к Цзиньскому двору, где Маргуза казнили, пригвоздив к «деревянному ослу».
Кереиты подпали под власть Чингис-хаана, и с этих пор их самостоятельное существование прекращается.
-
Часть кереитов, бежавших от войск Чингис-хаана вошла впоследствии в состав различных, главным образом тюркоязычных народов. Часть кереитов, попавших в состав монгол, вошла в состав современных монголоязычных народов. При этом некоторые кереитские принцессы стали женами монгольских хаанов, кроме того правящие династии некоторых монгольских групп (например торгоуд, торгоут, торгууд) напрямую возводятся к Ван-хану или его ближайшим родственникам.
Вот такая вот петрушка ;)
-
Замечательный текст вы привели, в нем тонкая смесь правды и домысла ... Но уж больно нелогичная при сверке с очевидностью реальной истории.
-
Итак возвращаемся к главному - казаки это староверы-несториане ))) После вашей очередной попытки оправдаться мы прибавляем к имеющемуся списку: они же кераиты, они же гунны-чуваши, они же монголы и казахи. А я ведь вам говорил - русофобство все это. Вот уже и Еррмак оказался не славянином, да и вообще все эти славяне историческое быдло, да?
Вы поглядите к чему ведут ваши попытки - они ведут к вымарыванию реальных людей, с их реальной историей национальностью, культурой и религией и замена их на неомифических нерусов ...
-
Кстати. В январе 1555 г. послы Сибирского князя Едигера, происходившего из рода Тайбуги, явились к русскому царю и, поздравив его с взятием Казанского и Астраханского царств, просили взять их территорию «на свое имя». Что было естественно, поскольку Сибирское ханство входило в Казанское. Может Ермак татарин из Казани был? ;)
Через восемь лет в 1563 сибирское ханство захватил Кучум, прямой потомок Чингисхана, до этого кочевавший около озера Арал. Поскольку русскому царю он не присягал, то и дань ему не платил. В 1569 г., после того, как Кучум подчинил себе югров, остяков и вогуличей, данников московских, царь послал новому хану грамоту, напоминающую об ясачных обязанностях: «преж сего Сибирский Едигер князь на нас смотрел, и с Сибирской земли со всей каждый год дань к нам присылал». И Кучум согласился. В 1572 г. он был официально приведен к присяге и дань заплатил полностью, в том же размере, что платил и его предшественник. И в этот же год русские слово свое нарушили. Несмотря на договор, «ходил воевать царя Кучума князь Лыченицын, только без удачи, потерял много народу, все пушки и зелье». Вот с тех пор ясак царю Кучум поставлять и отказался. А дальше понеслось. Призвали на службу селькупского арийца Ермака и он уж порядок то навел, ибо хозяин незалежной Сибирии он был и плевать, что до этого хозяина значительная часть крупных народов и мелких народцев платили дань Руси без всяких конспирологических теорий )), а только на основе геополитических перетрубаций ... ТАк что Ермак дейсвтительно осовободитель, но не хозяин, ибо хозяин, как минимум был монгол-папа римский-гунн Иоанн Грозный! А Ермак так, селькуп казахский с Волги, на побегушках )))
-
Ах да, забыл. Радушный прием Ермака был очень радушным )) История его похождений в Сибири это история постоянных боев с разными местными князьками и более крупными силами того же Кучума. Превосходство поволжских казаков за счет огнестрела и позволяла решать сразу несколтько задач к ряду, в том числе и имиджевых ;) Встречали Ермака не как вернувшегося хозяина, а как очередного захватчика и покорялись ему и по причинам политическим и по причинам экономическим, так сказать ) Да, это все было в 16 веке ... ах кераиты, кераиты )

Ответить

Сабжер

Теперь непосредственно по материалу.
Народное, т.е. бытовое примитивное язычество действительно существовало на Руси. Но, ни чего особенного и выдающегося в бытовых суевериях различных линий казачества не было, что бы отличало бы их от суеверий прочего населения России.Другое дело, что радикальные староверы совершенно уходили от идей христианства в сторону ...нет, не народного язычества ... ;)
Но среди казачества это распространено не было. Я говорю и о молоканах, что ушли в Армению и о хлыстах, что скатились в практически шаманизм а-ля северные народы (те же тюрки!) и т.д..
-
попытки националистически и одновременно русофобски настроенных неоязычников современности примазаться к любым значимым явлениям истории и одновременно досаточно слабо известных лишь отображает их "подвешенность", беспочвенность и чуждость реальной русскости.

Ответить

        Станислав

Про хлыстов.Скорее всего у них языческие корни.Обряды напоминают шаманизм,шактизм.И даже Мельников - Печерский слышал индийские песни.Имеется сходство и обрядом камбльер у бразильских негров.Но это Коротков видел.

Ответить

Сабжер

По-поводу долевого веса различных казачьих конгломератов:
Донское войско (1,6 млн.),
Кубанское (1,3 млн.),
Терское (260 тысяч),
Астраханское (40 тыс.),
Уральское (174 тыс.),
Оренбургское (533 тыс.),
Сибирское (172 тыс.),
Семиреченское (45 тыс.),
Забайкальское (264 тыс.),
Амурское (50 тыс.),
Уссурийское (35 тыс.) и два отдельных казачьих полка.
-
Если верить сказанному в статье - не существовало единого, в том числе культурного этноса казаков. Тогда вообще о чем все эти усилия, Вик?

Ответить

Культурный единый этнос существовал, религия с культурой вообще связаны слабо. В СССР религии небыло а культура была, в Китае официальной религии нет а культура есть, на Руси официальная религия была РПЦ, а культура на 99% языческая - росписи, вышивки, фольклор, ремёсла - все исконное, доРПЦшное.

Ответить

Сабжер

Ну, сочинить можно что угодно.
А по факту даже из материалов Вик у нас совершенно разнородный по культуре некий этнос. Хотя это и понятно, ибо казачество вобрало в себя на протяжении минимум 5 веков массу народностей. А если смотреть на национальный состав позднего "казачества", то о каком вообще этносе или единой культуре можно говорить?
-
Ну по мелочи:
1. религия в СССР была, и замещающая полуоккльутная коммунистическая религия тоже.
2. Культура первоначально была унаследована из России, постепенно вымарывалась, и замещалась неким сурогатом.
3. 99% культура Руси была христианская, а унаследованные орнаменты и пр. с времен язычества были нагружены совершенно христианским смыслом. Дело в том, что христианство в отличии от того же ислама не уничтожает первичную культуру (а в нашем случае массы славянских и не славянских культур), а преображает, обогащает, возвышает.Бытовые суеверия не носили в большей своей части факт наследования чего-то древнего, тем более религиозно осмысленного. За отжиг про ремесла тоже спасибо, ибо оказывается это религиозно-культурно языческое )) До настоящего момента религиоведение не имело столь смелого утверждения, даже гипотетического предположения )) Это хороший шаг вперед! ;) Правда хорошая подножка самой идеологии неоязычества, что практически этим обвиняет себя в цивилизационной импотентности язычества по сравнению с монотеизмом. Экий кульбит ;)
-
Т.е. если не выкручивать руки истории и очевидным вещам не придавать некий фантасмагорический смысл то, как бы, реальность говорит несколько иное, чем сказал ты или повторил за кем-то, не важно.

Ответить

Сабжер

Из текста материала
"Старообрядчество казаков Терека имело "дораскольнический" характер. Оно явилось не результатом раскола, а результатом сохранения верований раннего христианства. "
А ведь не так ) Совсем. Такое, почти искусное вранье. До раскола, так сказать, все были староверами на Руси)) Все были старообрядцами, т.е. хранителями культурной традиции которая, к сожалению, за несколько веков, с одной стороны, утратила некоторые элементы более древнего христианства принесенного на Русь. Более того накопила ряд пусть и некритических, иногда просто формальных, но ошибок в текстах молитв и пр. Так называемая реформа была не новоделом, а попыткой Никона и соратников привести к изначальному соответствию формальную (А НЕ ВЕРОУЧИТЕЛЬНУЮ) сторону русского православия при его сопоставлении с греческим, т.е. по-сути византийским, а значит древним христианством. Но, вся эта реформа (ЧТО НАЧАЛАСЬ ДО НИКОНА!) запнулась на борьбе за влияния на царя между двумя группами - с одной сторон Никон, с другой ранешний любимец царя Авакум. Именно Авакуум использовал данную реформу, как способ борьбы и даже мести создав совершенно ложный посыл, посеяв панику и обострив апокалиптические ожидания. Можно сказать цинично использовал ситуацию в своих меркантильных целях. Было использовано главное - стремление русских беречь свою старину на сей момент (без реального знания этой старины и её истоков) и отсутствие исторического знания не только у народа, но и у большинства сановитых людей Руси того времени. И современные историки без труда подтверждают и эту возню под коверную и в большей части надуманность причин раскола. Ну и Никон так же подлил масла в огонь своими грубыми, деспотичными выходками. В общем ребята нашли друг друга. Соответственно началась каскадная реакция и люди пошли умирать "за азъ". Дальше хуже - госмашина принялась "уврачевывать" раскол, чем навредила ещё больше и усугубила ситуацию до крайности.

Ответить

        Станислав

Всем здравствуйте!На самом деле история христианства на Руси весьма неясная.Болгарские исследователи Чилингиров,Табов и др.установили,что христианство пришло из Болгарии.Болгарская церковь отличалась от Византийской.В 1037 г. киевский митрополит Феопемт,грек,проводил реформы похожие на никоновские.Да и в 17 веке старый обряд был объявлен "еретическим". Из наших авторов об этом Кузьмин например. Так что несторианство может быть.

Ответить

Отличный пост.
Старообрядчество, и не только терских казаков, показывает нам истинную, изначальную Русь.Ориентиры, которым хорошо бы следовать и сейчас. Культ трудолюбия, духовной, физической и нраственной чистоты, верность своим принципам и готовность их остаивать.
И не надо метаься между Востоком и Западом в поисках modus vivendi. Достаточно вернуться к своим истокам.

Ответить

Отлично) По тому как пучит мракобесов видно - материал хороший! Прочитал и сохранил в копилочку.

Ответить

Сабжер

Да, пучит нас от псевдонаучной галиматьи, когда намешаны правда и вымысел. Что поделаешь, у нас аллергия на это )

Ответить

Тёма

Ага. А поклонение примитивным языческим божествам надо полагать мракобесием не считается.
Учитывая последние реформы образования, можно ожидать увеличения числа и объёма подобных бредней.

Ответить

putnik-ost

ОТЛИЧНЕЙШИЙ МЕГАПОСТИЩЕ!!! Жаль могу поставить только один +. Обряд отпускания кораблика относится к очень очень древним анимическим верованиям. Сам факт сохранения этого обряда у терцев совершенно удивителен. За отличнейшие, яркие и живые фото - отдельное спасибо!

Ответить

...Сердит и безумен
Я был, говорят,
Страдал-де и умер
За старый обряд
Нелепостей этих
Людской приговор
В нем истины нету
И слышен укор
Ведь суть не в обрядах,
Не в этом - вражда.
Для Божьего взгляда
Оряд - ерунда...
...Наш спор - не духовный
О возрасте книг.
Наш спор не церковный
О пользе вериг.
Наш спор - о свободе,
О праве дышать,
О воле Господней
Вязать и решать... В. Шаламов. "Аввакум в Пустозерске."
Сильнейшая вещь.
Из меркантильных соображений на костер не идут.

Ответить

Сабжер

На счет рядовых староверов согласен полностью. А вот Авакуум как-то все не самосжигался, предпочитал бегать, пока не словили и не упекли на Соловки на многие года, но он и там не успокоился. И сожгли его в конце концов не за веру, а за то с чего все началось и чем он продолжался заниматься - политические интриги ...

Ответить

Сабжер, а как бы посмотрел Иисус на то, что ты бы сжег живого человека за то, что он тебе дорогу перешел? Похвалил бы он тебя?

Ответить

        Станислав

Не Соловки,а Пустозерск.

Ответить

putnik-ost

За интриги(смуту и прельщения) рубили головы, сжигали живьём - за ересь. Иначе за несогласие с диктатом государства и прикормленных "пастырей"-патриархов. Есть у Вас, надежда, что вернуться былые времена, а Сабжер?

Ответить

Maxar

Очень жаль, но, похоже, Сабжер первым ринется рубить логовы и сжигать "грязных язычников" - как только у него появится такая возможность...

Ответить

Протоиерей Валерий Шабашов, благочинный старообрядческих приходов Урала в статье РУССКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ ( ) пишет, что "...В результате деятельности патриарха Никона, деяний поместного собора 1666 г., наложившего проклятие (анафему) на содержащих старые обряды, и последующих карательных акций по отношению к старообрядцам со стороны светских и церковных властей1 православные христиане –старообрядцы вынуждены, были обособиться от официальной Православной Церкви.
Ввиду всего этого старообрядцы вынуждены были защищаться:
1666–1671 гг. –Восстание донских казаков-старообрядцев во главе с войсковым атаманом Степаном Разиным;
1666–1674 гг. – Соловецкое восстание;
1681 г. –Первое стрелецкое восстание;
1689 г. –Второе стрелецкое восстание;
1698 г. –Третье стрелецкое восстание;
1714 г. –Тарское восстание;
1707 г. –Восстание донских казаков во главе с Кондратием Булавиным;
1735 и 1763 гг. –“Ветковские выгонки”;
1755 г. –Первое совместное казацко-башкирское восстание;
1773–1775 гг. –Второе совместное казацко-башкирское восстание во главе Емельяном Пугачёвым.
Эту религиозную столетнюю войну остановила Екатерина II. После подавления восстания Емельяна Пугачёва она запретила (в день торжества Православия – первая неделя Великого Поста) проклинать (анафематствовать) старообрядцев, запретила взимать с них двойной подушный налог, разрешила повсеместное, включая Москву, строительство старообрядческих храмов, а также объявила амнистию всем, кто был участником этой столетней войны..."
На то, что разинское восстание имело одной из основ "Истинное благочестие" (староверчество), указывали многие историки...

Ответить

Сабжер

Лучше пользоваться материалами академической науки. Ведь если опубликовать письма Аввакума, то окажется, что дай ему власть, крови было бы уж точно не меньше ...
-
Трагедия раскола, как и гражданка очень многогранна и сложна и сказать, что здесь одни уроды, а там сплошные молодцы ну ни как не получиться ни про одних ни про других. Формально-юридически и, что важно - исторически, правы "никониане". Методы же, какими действовал и Никон и Аввакум одниково дурны. Но старообрядцам выпала доля гонимых, а не гонителей и теперь с этого "стрегутся купоны", забывая о том, как мечтал в своих письмах опальный протопоп "перепластать" никониан (а это не только иерархия, но и обычный русский люд, кстати) даже посредством нападения на государство турок ...
За что и поплатились в конечно итоге оба.

Ответить

putnik-ost

Сначала попытались отнять у людей их образ жизни, их святыни, потом начали пытать за сопротивление, выворачивать кости на дыбе, рвать ногти клещами. Староверы бежали от пыток и претеснений, их ловили и вновь пытали, гнали и преследовали. Староверы были изгоями, а никонеане-властители безжалостными гонителями. А когда староверы стали возмущаться(в письмах, но не на деле) то Сабжер обвинил в жестокости. Сабжер, вера без разума - это и есть фанатизм. Вы же не устаёте подавать яркие примеры.

Ответить

Вик

Уважаемый, Wic, а Вы имеете личное отнощение к казачеству?

Ответить

Опять на Сабжера навалились скопом. Он вам дело говорит, слухайте, твердолобые!

Ответить

putnik-ost

Въедливый. Ну ещё бы :)))).

Ответить

    1   Парижанка

А мне казалосъ, что все намного проще. Было дохристианское время - так называемое время язычников. Когда Ве(ра) - ведатъ РА - творца передаваласъ из рода в род языком предков. Когда люди находилисъ в светлом межгалактическом рукаве от творца. И жили все по ведам - от слова ведатъ.И был кулът солнца - света и любви. Когда же наступило темное межгалактическое время - лунный кулът. Луна светит отраженным солнечным светом. В это время 7х144 лет - ночное время - царствуют темные силы. Поэтому нет любви и света. Естъ ненавистъ и страх. И при заходе в темное ВЕ(РУ) подменили на РЕ-ЛИГИ-Ю. Распяли мужика, обожествили его - повесили фигуру во все церквях и заставили на(РОД) молитъся. На земле воцарился вселенский грех. Про это книжку написали - библию. И при каждом правителъстве и всех царъках библию переписывали и переписывают под свою политику. Истинную славяно-арийскую ведическую веру подменили на христианскую религию. Все. Мы живем в оченъ интерессное время. В 2012 году кончается межгалактическая ночъ. И кто выживет, потому как, когда заканчивается ночъ и к утру сумерки сгущаются. И мировой предиктор постарается сделатъ все, чтобы перед уходом как можно болъше насолитъ людям и сделатъ плохого. Рассоритъ всех либо по националъным, либо по религизным делам, либо еще как. Поэтому начинайте все и сейчас любитъ душу человеческую. Начинайте все - сейчас и здесъ становитъся бытъ человеками. ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛО ЖИВУЩЕЕ В ВЕКАХ. Мы ВСЕ от одного творца. В С ЕЕЕЕЕЕ.....

Ответить

Тёма

Ужос ужос.
А конец межгалактической ночи тоже по ведам предсказали? Или с помощью богопротивного телескопа, с помощью которого можно подглядывать за семейной жизнью богов?

Ответить

Веды пишется с большой буквы.

Ответить

Тёма

Веды - это слово, обозначающее понятие, существующее только в голове у фимозных родноверов. В реальности никаких вед нет и никогда не было, потому нет ни одного основания писать это слово с большой буквы.

Ответить

Сабжер

Ну строго говоря Веды все же есть у индуизма. А вот наши доморощенные "славяне" будучи первоначально зело увлеченных всякой эзотерикой и как оказалось в последнее время - фолькхистори, конечно же не могли не вспомнить по своей родовой генетической памяти истинные славяно-арийские веды, кои честно говоря настолько убого-примитивные, что даже Веды индуизма по сравнению с ними фантастически прекрасны в смысловом содержании, а уж в литературном они просто ослепительная сверхновая, а веды местного разлива не более чем сет болотной гнилушки, что светит нам своим безродством и своим убожеством.

Ответить

Парижанка, ты не из палаты №6, в которую вчера Путина с Гитлером поместили после Нового года "белку" изводить?

Ответить

На фига столько гуано? Нет казаков. Все сдохли. Забудте и не выдумывайте херни. Господи сколько раз еще над этой ересью биться будут?

Ответить

Значит так, это мы возродим, не боись. И еще пороть будем вместе с ними всех, кто против власти и модернизации, кто много бухает и плохо работает, у каго проблемы с наследственностью. Закон такой я уже подписал. :=]]]

Ответить

 
image code